БАЗОВЫЕ НАВЫКИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОТДЕЛА ПРОДАЖ
Руководитель отдела продаж (РОП) — шустрый парень (девушка). У него одна нога должна быть сегодня, когда он воздействует на результат своего отдела, другая — в завтрашнем дне, когда он планирует следующий шаг.
Это не единственное противоречие данной должности. Вот остальные:
— нужно давать указания и одновременно вовлекать других;
— сосредотачиваться на работе и одновременно на людях и их потребностях;
— оценивать и, вместе с этим, развивать других;
— видеть отдельных людей и одновременно воспринимать команду как целое;
— видеть команду и концентрироваться на команде и, в то же время, видеть всю организацию;
— избегать причинять кому-то вред, при этом стремится к большему благу, даже ценой частного ущерба.
Короче говоря, немного грустная должность:)
Данные противоречия никогда не удастся разрешить полностью. Из-за этого выбор для руководителя никогда не будет самоочевидным. Каждый день приходится искать точку равновесия, удерживая в равновесии все противоположности.
Однако, эти противоречия и, конечно же, коммерческие интересы компаний делают РОПа необходимым.
Путь к успешному управлению отделом продаж — это долгий, трудный и личностный путь. Из-за этих противоречий любому управленцу и РОПу, в частности, сперва нужно понять себя.
Если же отбросить все сложности, то РОПу не обязательно быть очень уж умным человеком. Достаточно регулярно и последовательно делать несколько основных шагов, а именно, 4 этапа управленческого цикла:
РОПу важно уметь анализировать цифры и факты: текущий уровень выполнение планов продаж, причины отклонений, а также, факторы, влияющие на достижение целей команды, такие как сильные и слабые стороны каждого из своих менеджеров, возможности продвигаемого продукта, конкурентную среду и прочее.
2. Планирование
Известно, что 1 час времени, потраченный на планирование, позволяет сэкономить до 4 часов времени на работу, которую можно было не выполнять, либо выполнить по-другому. Что касается РОПа, то он должен, как минимум, уметь на основе анализа денежного потенциала действующей и потенциальной клиентской базы спрогнозировать приход денег в предстоящем периоде (месяце, в основном). Причем, сделать это важно в разрезе каждого менеджера по продажам.
Далее, развести планы по сотрудникам, по каждому из сотрудников спланировать необходимые действия для выполнения плана. Где-то это будет обучение, где-то мотивация, а где-то — усиленный контроль. Точки контроля важно, при этом, предусмотреть и прописать заранее.
3. Организация (постановка задач)
Чтобы получить нужный результат на выходе, корректную задачу необходимо поставить на входе. Детальность постановки задачи и степень вовлечения каждого сотрудника в задачу зависит от уровня зрелости сотрудника, которая определяется его мотивацией и опытом. Профессиональный РОП учитывает этот уровень, а также, личные особенности сотрудника при управлении им.
4. Контроль.
В современном менеджменте считается что нет всего того, что не контролируется. Как, когда и зачем осуществлять контроль, об этом здесь:
https://vk.com/@-170107329-upravlencheskii-kontrol-kak-kogda-i-zachem
Для того, чтобы осуществлять эти четыре базовые шага управленческого цикла, РОПу потребуются следующие компетенции:
Через рабочие задачи. Анализируйте цифры: количество звонков, входящих лидов, конверсии, с которыми продают менеджеры, динамику выполнения планов за предыдущие периоды и в текущем периоде, средние чеки по сотрудникам, сильные стороны и зоны роста в переговорном процессе с клиентами. Делайте выводы о том, какие точки роста в вашем отделе продаж есть.
Используйте эффективную развивающую обратную связь. Отмечайте как сильные стороны, так и зоны роста сотрудника, соблюдайте баланс положительной и корректирующей информации относительно действий менеджеров по продажам.
Через других людей. Наблюдайте как можно больше за коллегами, у которых данные компетенции уже развиты. Копируйте их поведение и убеждения.
Получайте как можно больше обратной связи по поводу вашей деятельности от сильных коллег и вышестоящего руководства.
Современный РОП, при этом, должен быть технологически подкован. А для этого, на уровне пользователя уметь настраивать и использовать возможности CRM-системы, ее аналитики, проектировать и внедрять воронки продаж, интегрировать (или писать ТЗ на интеграцию) CRM c IP-телефонией, а также, иными полезными сервисами: мессенджеры, инфоботы для автозвонков клиентам и т д.
Подводим итоги. Чтобы быть успешным РОПом, важно внедрить три базовые вещи в свою практическую деятельность: